Педагогам

Алгоритмы действий педагогов и воспитателей при оказании первой доврачебной помощи обучающимся в учреждении образования

13.11.2023

Приказ главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета совместно с главным управлением по здравоохранению Минского областного исполнительного комитета от 17.10.2023 № 423/519 «Об утверждении алгоритмов оказания первой доврачебной помощи в учреждениях образования»

 

Алгоритмы действий педагогов и воспитателей при оказании первой доврачебной помощи обучающимся в учреждениях образования

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при ушибах

 

Признаки ушибов:

- боль и припухлость в области воздействия травмирующего предмета;

- кровоизлияние в поврежденные ткани, что в последующем проявляется в виде синяка или обширного кровоподтека.

При обширных ушибах постепенно может нарушиться функция поврежденного органа.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Обеспечить покой ушибленной части тела.
  2. При подозрении на ушибы внутренних органов необходимо освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и положить на ровное место.
  3. К ушибленному месту приложить холод (лед, холодную воду, ткань, смоченную водой и т.д.).
  4. Обработать место ушиба антисептическим раствором, если на коже есть рана или ссадина.
  5. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при переломах

Общими характерными признаками переломов костей являются:

- сильная боль в момент травмы и после нее;

- изменение формы и укорочение конечности;

- появление отечности, деформации и патологической подвижности в месте повреждения;

- иногда перелом сопровождается повреждением крупных сосудов или нервов, что ведет к образованию обширной гематомы мягких тканей, побледнению, похолоданию мягких тканей, потере их чувствительности.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Обеспечить неподвижность кости путем наложения шин из специальных или подручных материалов (доски, планки, палки, фанера), которые должны зафиксировать поломанную кость с обеих сторон, захватив прилегающие к ней суставы.
  2. Наложить ледяной компресс или любой замороженный продукт, завернутый в чистую ткань для снижения боли.
  3. При открытом переломе — удалить одежду с раны, остановить кровотечение путем наложения жгута выше места кровотечения, затем обработать и перевязать рану.
  4. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при порезах

Порез — это нарушение целостности кожных покровов и мягких тканей, которое может сопровождаться кровотечением.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Очистить рану неволокнистым материалом или стерильной марлей.
  2. Остановить кровотечение путем надавливания на рану и (или), при необходимости, наложения жгута.
  3. Обработать рану стерильным физиологическим раствором, чистой водой или антисептиком.
  4. Закрыть очищенную рану стерильной повязкой. Накладывая повязку, необходимо учитывать, что если кровотечение артериальное (кровь алая), завязывать узел лучше выше места пореза, а если венозное (кровь темная), то ниже места пореза. Узел должен быть достаточно тугим, чтобы передавить кровеносные сосуды и ограничить приток крови к месту пореза. При необходимости, можно приложить поверх повязки на 10-15 минут пакет со льдом.
  5. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при удушении

Удушение может развиться при попадании и полной или частичной закупорке пищей или инородными телами верхних дыхательных путей.

Признаки закупоривания дыхательных путей:

 - отсутствие полноценного дыхания, кашель;

- неспособность говорить;

- посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

Применение метода Геймлиха:

  1. Встать позади пострадавшего.
  2. Обхватить его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под реберной дугой.
  3. Сильно надавить на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях. 
  4. Повторить прием несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся. Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребенка младшего возраста необходимо повернуть его на живот и несильно похлопывать его по спине между лопатками ладонью, пока дыхательные пути не будут освобождены.
  5. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при кровотечении

Остановка кровотечения — это меры, направленные на остановку потери крови.

Капиллярное кровотечение возникает при поверхностных ранах, ссадинах, неглубоких порезах. Кровь при таком кровотечении темная, выступает в виде «капелек росы» или течет медленно, без пульсации.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Промыть рану бесспиртовым антисептиком (например, хлоргексидином) или чистой водой.
  2. Наложить давящую повязку на место повреждения.
  3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерии. Кровь изливается алой пульсирующей струей, смертельная кровопотеря может развиться за несколько минут.

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Нажать большим пальцем руки на артерию выше раны, чтоб остановить или хотя бы ослабить кровотечение.
  2. Наложить резиновый или любой другой самодельный жгут (можно использовать ремень, шнур и т.д.) на артерию выше раны, это уменьшит потерю крови. 
  3. Под жгут поместить записку с указанием времени наложения жгута.
  4. Наложить повязку на рану.
  5. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Венозное кровотечение возникает при повреждении вены. Кровь изливается равномерной струей темного цвета. При ранении вены, распложенной рядом с крупной артерией, возможно прерывистое изливание крови, как при артериальном кровотечении. При поражении крупных вен венозное кровотечение также может быть смертельно опасным, если вовремя не принять необходимые меры.

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Поднять поврежденную конечность вверх.
  2. Наложить жгут на вену ниже раны.
  3. Наложить повязку на рану.
  4. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при ожогах

Ожог – это повреждение тканей организма под воздействием внешних повреждающих агентов. В зависимости от причины (действующего фактора), выделяют термические, химические, электрические, лучевые, сочетанные ожоги.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Прекратить действие повреждающего фактора, удалить пострадавшего из зоны поражения.
  2. Уточнить характер ожога (ожог пламенем, горячей водой, химическими веществами и т.д.), а также площадь и глубину.
  3. Освободить место ожога от поврежденной одежды.
  4. При небольшом термическом ожоге поврежденный участок можно поместить под струю холодной воды из крана на 10-15 минут.
  5. Наложить стерильную повязку на место повреждения.
  6. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при обмороке

Обморок — это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока, которое может быть спровоцировано эмоциональной перегрузкой, испугом, нахождением в душном помещении, резким падением уровня сахара в крови др.

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Необходимо, по возможности, удержать человека от падения, предотвратив удар и повреждения тела о поверхности.
  2. Уложить пациента на спину, придав ему удобное горизонтальное положение.
  3. Обеспечить доступ свежего воздуха (распахнуть окна и двери).
  4. Освободить пострадавшего от стягивающей и тяжелой одежды (расстегнуть рубашка, ослабить галстук, ремень).
  5. Протереть лицо полотенцем, смоченным водой.
  6. При развитии рвоты голову пациента нужно наклонить в сторону.
  7. После того как человек очнулся, необходимо усадить его и напоить крепким горячим сладким чаем.
  1. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при солнечном ударе

 

Солнечный удар — это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.

Основные симптомы:

- головная боль;

- слабость;

- шум в ушах;

- тошнота;

- повышение температуры тела;

- рвота.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Пострадавшего необходимо переместить в прохладное проветриваемое место.
  2. Обеспечить пострадавшему полный покой. Пострадавшего следует уложить, под голову подложить подушку или свернутую одежду. Снять верхнюю одежду. Если пострадавший находится в помещении, следует обеспечить надлежащую — вентиляцию, при наличии можно использовать вентилятор, кондиционер.
  3. Дать пострадавшему холодное питье.
  4. Наложить холодные компрессы на лоб и затылочную область, охлаждающие пакеты под мышки, шею и пах, обернуть пострадавшего во влажную простынь.
  5. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при переохлаждении и обморожении

 

Переохлаждение (гипотермия) — это понижение температуры тела человека ниже нормы, необходимой для поддержания нормального обмена веществ. Переохлаждение нередко сопровождается обморожением — повреждением и омертвением тканей организма под воздействием низких температур. Особенно часто встречается обморожение пальцев рук и ног, носа и ушей – частей тела с понижением кровообращения.

Основные симптомы:

- чувство холода;

- покалывание в обмораживаемой части тела, затем — онемение и потеря чувствительности.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Поместить пострадавшего в теплое помещение или укутать теплой одеждой, дать телу постепенно согреться самостоятельно.
  2. Дать пострадавшему теплое питье и еду.
  3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи. 

 

 

 

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при отравлении

 

Отравление — это расстройство жизнедеятельности организма, возникшее из-за попадания в него яда или токсина.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Остановить или ограничить поступление яда в организм.
  2. Как можно скорее вывести уже попавший яд, если это возможно.
  3. Обеспечить пострадавшему безопасные условия.
  4. Привести пострадавшего в чувства, при необходимости — провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
  5. При отравлении продуктами питания, алкоголем, лекарственными препаратами необходимо промыть пострадавшему желудок. Для этого дать ему выпить 2 – 3 стакана подсоленной воды (на 1л.— 10г. соли и 5г. соды), после чего вызвать у пострадавшего рвоту. Повторять эти действия, пока рвотные массы не станут «чистыми». Промывание желудка возможно только в том случае, если пострадавший в сознании.
  6. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

 

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при гипертоническом кризе

Гипертонический криз — это состояние, характеризующееся повышением артериального давления более 180/120 мм рт. ст. и проявляющееся следующими симптомами:

- головной болью, чаще в затылочной области, или тяжестью и шумом в голове;

- мельканием «мушек», пеленой или сеткой перед глазами;

- тошнотой, чувством разбитости, переутомления, внутреннего напряжения;

- одышкой, слабостью, постоянными монотонными ноющими болями/дискомфортом области сердца.

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи:

  1. Уложить или придать человеку полусидячее положение.
  2. Обеспечить покой, доступ свежего воздуха (расстегнуть ворот рубашки, проветрить помещение и т.п.).
  3. Измерить артериальное давление и, если его «верхний» уровень выше или равен 160 мм рт. ст., принять гипотензивный препарат, ранее рекомендованный врачом.
  4. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

 

 

 

 

 

Оказание первой доврачебной помощи обучающимся при гипертермии

 

Гипертермия – это нарушение терморегуляции организма вследствие повышения температуры тела. Патологическое состояние, характеризующееся повышением температуры тела. Часто является защитной реакцией организма, особенно на ранних стадиях острых респираторных заболеваний. В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), жаропонижающую терапию следует проводить при температуре тела выше 38,5 °С.

Выделяют два вида гипертермии: «красная» (кожные покровы умеренно покрасневшие, теплые и влажные на ощупь, конечности теплые, отмечается положительный эффект от жаропонижающих препаратов) и «бледная» (кожа бледная, «мраморная», конечности холодные на ощупь, больной ощущает холод, у него появляется озноб, может наблюдаться нарушение поведения – безучастность, вялость, возможны возбуждение, бред и судороги. Отмечается слабый эффект от жаропонижающих препаратов).

 

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи при «красной» гипертермии:

  1. Уложить пострадавшего в постель и максимально раздеть.
  2. Обеспечить приток свежего воздуха, но не допускать сквозняков.
  3. Давать пострадавшему достаточное количество жидкости. Если он самостоятельно не пьет, необходимо давать ему жидкость часто и в малых объемах.
  4. Использовать физические методы охлаждения: прохладная мокрая повязка на лоб; при температуре тела выше 39оС производить обтирание губкой, смоченной в воде температурой 30-32оС.
  5. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Алгоритм действий

при оказании доврачебной помощи при «бледной» гипертермии:

  1. Больного одеть, чтобы кожные покровы были теплыми.
  2. Дать теплое питье — чай, компот, морс.

Вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

свернуть

Рекомендации по оформлению уголков по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада

05.09.2023
Содержание уголков по патриотическому воспитанию должно соответствовать задачам, решаемыми по данной теме в каждой возрастной группе. Так в 1 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с белорусской народной игрушкой. Следовательно, в уголке должны быть: • Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя родная деревня»; • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси; • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; • Белорусские народные игрушки (свистульки) • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками; Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы. Следовательно, в уголке должны быть: • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя родная деревня»; • Родословные древа детей; • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси; • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; • Предметы декоративно-прикладного искусства. белорусские народные игрушки (свистульки) • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. В уголке должны быть: • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна) • Портрет президента • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя родная деревня», «Минск – столица Беларуси»; • Родословные древа детей; • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси; • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме; • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки); • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города; • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы. историей города. С географическим расположением в РБ, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Поэтому в патриотический уголок добавляются: • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна) • Портрет президента • Карта страны, глобус • Куклы в национальных костюмах • Альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками; • Альбомы: «Мой агрогородок», «Наши великие соотечественники (Ф.Скарина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др. », «День Победы» и др.; • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки); • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города; • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. • Различная познавательная и художественная литература; • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»; • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси; • Родословные древа детей. Меню раздела Гражданско-патриотическое воспитание План проведения тематических дней
развернуть

Пералік вучэбных выданняў

Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, у якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2022/2023 навучальным годзе
развернуть

Правілы педагагічным работнікам

01.09.2022