Дадатковыя адукацыйныя паслугі

Гурток "Экаазбука"

01.11.2023

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ

ВИЛЕЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЛЬЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий государственного учреждения образования «Ильянский детский сад»

____________А.В.Вяжевич

_________________________

        

 

 

ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«ЭКОАЗБУКА»

(базовый уровень изучения образовательной области «Экология»)

 

 

 

 

Автор-составитель: 

Шерая Наталья Леонидовна, воспитатель дошкольного образования

Возраст воспитанников: 4-6 лет

Срок реализации программы:

1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Илья, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время приоритетность экологического образования признана мировым сообществом, поскольку на планете в результате неправильного взаимодействия человека с природой возникает множество экологических проблем. В связи с этим в Республике Беларусь особое внимание уделяется экологическому образованию детей, начиная с дошкольного возраста. Очевидно, что необходимо формирование у людей нового видения мира, нового типа экологического сознания.  В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления     об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи  и закономерности            о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности, самой важной из которых является игра.Так как игра является ведущим видом деятельности, то именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию, является основным инструментом познания окружающего мира на занятиях объединения по интересам «Экоазбука».

Программа объединения по интересам «Экоазбука» базового уровня изучения образовательной области «Экология», разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей             и молодёжи эколого-биологического профиля.

Цель программы: формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой

         Задачи программы:

− расширять и углублять экологические представления представления детей в области природы и экологии;

− формировать представления о нормах, правилах поведения в природе и взаимодействии  с ней,  основы  экологической     грамотности;

− развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам; эмоциональную  отзывчивость  к   природе;

− воспитывать чувство ответственности за последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде, эмоционально положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость бережное отношение к  окружающей среде,  интерес и уважительное отношение к культурному и природному наследию

        Актуальность программы состоит в том, что она имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний о природных явлениях, развивается образное мышление, зрительная и слуховая память, восприятие ,речь и внимание.

       Организационные условия реализации программы. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-6 лет и рассчитана     на 1 год обучения. Продолжительность программы составляет - 64 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Наполняемость группы 8 воспитанников.

Занятия проводятся в групповом помещении, в соответствии                     с действующими  санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

                       Материально-техническое обеспечение:

 − бросовый природный материал;

 − интерактивный стол;

− доска;

− звуковоспроизводящая аппаратура;

− пластилин;

− глина;

− доска для лепки;

− бумага;

− цветные карандаши;

− восковые мелки;

− фломастеры;

− магниты;

− кубики,

− конструктор;

− мячик.  

Программа базируется на игре как основном виде деятельности дошкольника. На игровых занятиях воспитанники знакомятся с особенностями живой и неживой природы, основными понятиями о погоде, человеке и окружающем его мире. Закрепление представлений, полученных на занятиях, происходит с помощью различных игр, упражнений,викторин, разгадывания загадок и т.д. Практическая часть программы включает экспериментальную деятельность (проведение опытов),выполнение различных игровых и творческих упражнений на развитие памяти, мышления, речи, воображения.

           Достижения цели возможно при использованиии основных принципов экологического образования:

- принцип целостности окружающей среды, формирующий у воспитанников понимание единства окружающего мира;

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности обучения;       

- принцип сознания и активности;

- принцип наглядности;

- принцип практичности;

- принцип индивидуально – личностного подхода.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

Количество часов

п/п

Разделы, темы

всего

теорети-ческих

практи-ческих

1

Природа – наш дом

1.1

Организационное занятие

1

1

-

1.2

Понятие природы

2

-

2

2

В саду и в огороде

2.1

Деревья и кустарники. Фрукты. Овощи

5

-

5

3

Сельскохозяйственные животные

3.1

Курица и цыпленок. Петух. Коза и козленок. Корова и теленок. Лошадь и жеребенок. Свинья и поросенок

6

1

5

3.2

Я и домашние животные

2

-

2

4

Осень как пора года в природе

4.1

Признаки осени. Птицы осенью

6

1

5

4.2

Чудо вода

3

-

3

5

Декоративные животные

5.1

Кошка и котята. Собака и щенки. Мыши. Хомяки

2

-

2

5.2

Животные в нашем доме

2

-

2

6

Дикие животные

6.1

Лиса и лисята. Зайцы и зайчата. Волки и волчата. Рысь и рысята. Белка и бельчата. Лось и лосята

7

1

6

6.2

Человек и дикие животные

1

1

-

7

Зима как пора года в природе

  

7.1

Особенности зимы. Свойства снега. Зимние забавы. Встреча Нового года

3

-

3

7.2

Деревья зимой. Как зимуют животные. Птицы зимой

5

-

5

7.3

Я и зима

1

-

1

8

Транспорт в жизни человека

8.1

Лошадь как вид транспорта. Машины. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт

5

-

5

8.2

Человек и транспорт

1

-

1

9

Природа водоемов

9.1

Разнообразие животных водоемов. Разнообразие рыб. Места обитания рыб. Рыбы в аквариуме

3

-

3

9.2

Человек и водный мир

1

-

1

10

Весна как пора года в природе

10.1

Признаки весны. Воздух. Птицы весной. Пробуждение животных. Насекомые. Цветы

6

1

5

10.2

Весна – пролог к лету

2

-

2

Итого

64

6

58

 

СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Раздел 1. Природа – наш дом

1.1.Организационное занятие

Организация занятий, цель и задачи.

1.2.Понятие природы. Природа – наш дом. Живая и неживая природа: камни, песок, вода, зерна, растения и животные. Человек – часть природы.

Рассматривание объектов живой и неживой природы (травянистые растения, цветы, насекомые, камни, песок, почва и т.д.).

Раздел 2. В саду и в огороде

2.1. Деревья и кустарники. Морфологические особенности строения деревьев и кустарников. Сходство и различие. Конструирование из счётных палочек «Дерево       и куст».

Фрукты. Отличительные особенности фруктов (цвет, форма, вкус). Способы выращивания и использования человеком.

Дидактическая игра «Найди ягоду по листочку». Лепка ягод из пластилина.

Овощи. Отличительные особенности овощей (цвет, форма, вкус). Способы выращивания и использования человеком.

Дидактические игры: «Опишите – я отгадаю», «Топаем – хлопаем», «Озорной кубик», «Кто едет в  вагончике?», «Загадай –мы отгадаем», «Посмотри, запомни, назови», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Назови птицу?», «Чего               не стало?», «Съедобное – не съедобное».

Подвижные игры: «Листочки и ветер», «Вершки и корешки», «Кто быстрее соберёт», «Груша».

                     Раздел 3. Сельскохозяйственные животные

3.1.Курица и цыпленок. Куры как представители домашних птиц. Некоторые особенности        их внешнего вида и образа жизни. Отличительные особенности цыплят.

Петух. Петух как представитель домашних птиц. Характеристика       его внешнего вида и образа жизни, отличие от кур. Петух как персонаж сказок, игр     и потешек. Подвижная игра «Петушок и лиса».

Коза и козленок. Характеристика козы как домашнего животного.        Ее внешний вид  и образ жизни.

Козленок – детеныш козы. Их сходство и различие.

Заучивание потешки «Идет коза рогатая». Пальчиковая игра, рисование детьми травы.

Корова и теленок. Корова как представитель домашних животных. Ее внешний вид             и образ жизни.

Теленок как детеныш коровы. Отличие теленка от взрослого животного.

Демонстрация картины с изображением коровы и теленка. Пересказ потешки «Пастушок». Подвижные игры, изготовление аппликации «Красивый луг».

Лошадь и жеребенок. Лошадь как представитель домашних животных. Ее внешний вид           и образ жизни. Использование лошади человеком. Жеребенок как детеныш лошади. Их сходство  и различия.

Демонстрация картин с изображением лошади и жеребенка, лошади, запряженной в повозку или с наездником. Заучивание потешек.

Свинья и поросенок. Свинья как представитель домашних животных. Характерные особенности внешнего вида и образ жизни свиньи. Поросенок              как детеныш свиньи.

Демонстрация картины с изображением свиньи с поросятами. Лепка     из пластилина или соленого теста угощения для свиньи и поросенка «Яблоки большие и маленькие».

3.2.Я и домашние животные. Домашние животные – обитатели ближайшего окружения человека. Значение сельскохозяйственных животных в жизни человека.

Драматизация рассказа А. Барто «Песня-песенка».

Дидактические игры:  « В гости к Винни-Пуху»,«Назови птицу», «Топаем – хлопаем», «Озорной кубик», «Узнай по голосу», «Отгадай загадку – найди отгадку», «Посмотри, запомни, назови», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Чего не стало?»

Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Наседка и коршун», «Бой петухов», белорусская народная игра «Свинка»

Раздел 4. Осень как пора года в природе

4.1.Признаки осени. Периоды осени: ранняя, золотая, поздняя. Изменения в природе осенью. Труд людей осенью. Осень как пора года, следующая за летом. Признаки осени. Деревья и кустарники осенью. Листопад как атрибут осени. Морфологическое и колористическое разнообразие листьев. Экскурсия в парк.

Птицы осенью. Внешний вид, особенности строения и питания птиц. Образ жизни птиц. Причины осеннего перелета птиц. Разнообразие птиц в ближайшем окружении.

Виртуальная экскурсия в зоомагазин.  Наблюдение за птицами                 в клетке (амадина, попугай). Рассматривание изображений разных птиц (ворона, сорока, синица, воробей) и сравнивание их между собой. Дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры: «Что будет если…», «Топаем – хлопаем», «Озорной кубик», «Отгадай загадку – найди отгадку», «Посмотри, запомни, назови», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Что везёт вагончик?», «Чего не стало?»

Подвижные игры: «Птицы в гнёздах», «Птицы и дождь», «Листопад»

4.2.Чудо-вода. Вода как объект неживой природы. Необходимость воды в жизни человека и всего живого. Знакомство с некоторыми свойствами воды. Вода в природе.

Демонстрация иллюстраций с изображением дождей. Исследование воды теплой и холодной. Дидактические игры: «Тонет – не тонет», «Отгадай загадку – найди отгадку», «Топаем, хлопаем».

Музыкальное развлечение «Золотая осень».

Раздел 5. Декоративные животные

5.1.Кошка и котята. Характеристика кошки как животного. Отличительные особенности кошки. Котята как детеныши кошки. Сходство и различия кошки           и котенка.

Рассматривание игрушечного кота. Заучивание потешек. Демонстрация картины с изображением кошки с котятами.

Собака и щенки. Собака как представитель домашних животных. Характерные особенности собак, их образ жизни. Породы собак. Щенок как детеныш собаки. Отличие щенка от взрослой собаки.

Демонстрация картины, изображающей собаку со щенками. Чтение        и драматизация стихотворения А. Барто «Гав-гав на дворе». Подвижные игры, оригами из бумаги.

Мыши. Мыши как представители отряда грызунов. Особенности внешнего вида и образа жизни мышей. Декоративные мыши.

Чтение рассказа и рассматривание рисунков В.Г. Сутеева «Мышонок     и карандаш». Пальчиковая игра «Мышка нашла сыр». Демонстрация картины с изображением  мыши. Демонстрация картины, изображающей собаку со щенками.Подвижные игры, рисование карандашами сыра для мыши.

Хомяки. Характеристика  хомяка  как  домашнего  животного. Внешний вид    и образ жизни  в природе  и  в домашних  условиях.

Виртуальная экскурсия в зоомагазин. Наблюдение за хомяками. Рисование зернышек для хомяка.

5.2.Животные в нашем доме. Домашние животные – друзья человека. Породы кошек и собак. Ответственность человека за тех, кого приручили.

Лепка из пластилина угощений для домашних животных.

Дидактические игры: «Поезд», «Топаем – хлопаем», «Озорной кубик», «Кто едет в  вагончике?», «Отгадай загадку – найди отгадку», «Посмотри, запомни, назови», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Что везёт вагончик?», «Чего не стало?»

Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Воробышки и кот», «Мышеловка»

Раздел 6. Дикие животные

6.1.Лиса и лисята. Характеристика лисы как обитателя белорусских лесов. Внешний вид    и образ жизни, рацион питания. Лисята как детеныши лисы.

Демонстрация картины «Лиса с лисятами». Сказка «Лисичкины бусы». 

Зайцы и зайчата. Характеристика внешнего вида и образа жизни зайца русака. Зайчата как детеныши зайцев. Особенности их вскармливания. Заяц                   как любимый персонаж народных сказок и потешек.

Демонстрация картин, изображающих зайца зимой и летом.

свернуть

Дадатковыя адукацыйныя паслугі

01.11.2023
Дополнительное образование КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (вступивший в силу с 1 сентября 2022 г.) Статья 225. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодёжи Кружок "Экоазбука". Педагог дополнительного образования Новик Елена Казимировна. Время проведения 16.00.Место проведения - музыкальный зал. п.4. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодёжи реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи, а также может реализовываться в учреждениях дошкольного образования, иных организациях. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи является занятие. Образовательный процесс при реализации дополнительного образования детей осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Объединения по интересам создаётся из числа детей на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относится кружок. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам, группа могут делиться на подгруппы. Работа в объединениях по интересам организуется в соответствии с запросами законных представителей воспитанников (заявлением на имя заведующего учреждением дошкольного образования), и исходя из ресурсных возможностей учреждения дошкольного образования. Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утверждённые Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525: п.86. Занятия с детьми в рамках оказания дополнительных образовательных услуг допускается организовывать не ранее чем со средней группы (от 4 до 5 лет). Продолжительность занятия должна быть от 20 до 35 минут в соответствии с возрастом воспитанников. Дополнительные занятия должны проводиться не чаще двух раз в неделю для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет), трех раз в неделю – для воспитанников старшей группы (от 5 до 7 лет). Организация занятий в приемных-раздевальных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, запрещается. При организации дополнительных образовательных услуг не допускается сокращение продолжительности дневного сна, пребывания на открытом воздухе.
развернуть